Комитет ВР Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией в письме от 13.06.2013 г. № 04-12/12-1341 разъяснил относительно применения положений ст. 8 Закона «О принципах предупреждения и противодействия коррупции», которая регулирует ограничения касательно получения подарков (пожертвований).
Так, Комитет отмечает, что ч. 1 ст. 8 Закона установлен абсолютный запрет на получение подарков от определенных субъектов - юридических или физических лиц за решения, действия или бездеятельность в интересах дарителя, которые принимаются, совершаются как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами. Также установлен абсолютный запрет на получение подарка, если лицо, дарящее (осуществляющее) подарок, находится в подчинении такого лица.
При этом ч. 2 ст. 8 Закона установлен ряд условий, в соответствии с которыми указанные лица имеют право принимать подарки и, в частности, лишь те, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве (кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи), и если стоимость таких подарков не превышает 50 % минимальной заработной платы, установленной на день принятия подарка, одноразово, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника на протяжении года, - одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
То есть в ч. 2 ст. 8 Закона установлены два критерия ограничения на принятие подарков. Первым является то, что подарок должен отвечать общеопределенным представлениям о гостеприимстве, а вторым - его стоимость, которая не должна превышать указанных пределов. Эти два критерия относительно подарков применяются одновременно, то есть лицо не должно принимать подарок, противоречащий общепринятым представлениям о гостеприимстве, даже если его стоимость и не превышает 50 % минимальной заработной платы, установленной на день его принятия.
Выходя из установленного Законом абсолютного запрета на принятие подарков за решения, действия или бездеятельность в интересах дарителя, лицо в случае принятия подарка даже незначительной стоимости должно убедиться в том, что он в действительности является проявлением гостеприимства, а не подкупом. При малейшем подозрении подкупа лицо должно отказаться от подарка.
По мнению Комитета, в любом случае также необходимо отказаться от принятия подарка, если это может поставить под сомнение добропорядочность служащего или органа, в котором он работает, непредвзятость и беспристрастность принятых им решений. Это прямо вытекает как из требований ст. 5 Закона «О государственной службе», которыми предусмотрено, что государственный служащий должен не допускать действий и поступков, способных навредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего, так и из аналогичных положений, содержащихся в ст. 8 Закона «О службе в органах местного самоуправления».
Кроме того, Комитет отмечает, что т. н. «ценные подарки» (предметы личного пользования или предметы бытового назначения), приобретенные за счет средств госбюджета, которые в соответствии с законодательством вручаются определенным лицам в порядке поощрения, не отвечают ни понятию «общепризнанные представления о гостеприимстве», ни понятию «общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы», а потому положения таких актов законодательства (уставов и положений о дисциплине, отдельных законов) в этой части должны быть приведены в соответствие ст. 8 Закона, в т. ч. и относительно предельной стоимости ценного подарка, приобретенного за счет средств госбюджета для награждения поощряемых работников.
|