Следующие минусы тесно связаны с рассмотренными нами в предыдущем материале.
Жизнь в офисе. Вы работаете на одного клиента. Менеджмент этого клиента сидит с вами в одном офисе. Как бы ни был построен электронный оборот документов, нахождение в одном офисе с клиентом приводит к его «привыканию» - вы всегда рядом. Совещания назначаются «через час», ваше мнение хотят услышать непосредственно. Конечно, степень и «тесность» такой связи определяются степенью организованности топ-менеджмента вашей компании и стиля его работы. Но в любом случае ваше отсутствие в офисе в течение дня не останется незамеченным. Здесь, конечно, можно усмотреть и маленький «плюсик» - если вы единственный юрист на фирме либо руководитель юридического подразделения, без вас трудно оперативно решить какой-нибудь вопрос, и вы можете подчеркнуть вашу нужность и значимость. Однако пользоваться этим «плюсиком» нужно осторожно. Когда я только начинал карьеру, был неопытным, но единственным юристом в офисе, а мобильных телефонов еще не было (можете себе представить ?:)) это привело к тому, что я долго должен был доказывать необходимость пойти на полудневной семинар – так все привыкли, что можно тут же посоветоваться. Появление средств мобильной связи не слишком изменяет ситуацию – клиент же не будет вам по телефону рассказывать суть вопроса, и вам это ни к чему. Поэтому основная часть вашей работы – именно в офисе.
Известность. Пиар. Узнаваемость. Назовите как угодно. Если вы корпоративный юрист и являетесь специалистом в какой-то отрасли, то вы можете о себе говорить «широко известен в узких кругах». Как уже говорилось в предыдущем материале, работодателю нет смысла вкладывать деньги в развитие вашей популярности. Ее источники – мнение вашего работодателя, высказанное его коллегам, мнение ваших оппонентов и мнение ваших коллег. Исчерпывающий перечень. Но здесь есть одна особенность. В отличие от наших коллег из юрфирм, вы не управляете собственным пиаром.
В юрфирме ведь как – есть специальные люди (PR-служба), с помощью которых выстраивается система позиционирования конкретного юриста. Создается имидж, например, активного напористого «судебника». Затем этот образ распространяется среди потенциальных клиентов и поддерживается. У нас не совсем так. Что о вас говорит работодатель таким же бизнесменам – вы можете только догадываться и уж никак не влиять на такую оценку. Иногда она достаточно неожиданна. Кроме того, многие твои победы таковы, что об этом никому и не расскажешь без ущерба для бизнеса. Разве хорошая для финансового учреждения реклама о том, что один из вкладчиков посчитал себя обиженным (якобы ему недоплатили прибыли), подал в суд, а в результате был вынужден еще доплачивать финучреждению?
Общение с коллегами и обмен опытом. И здесь мы вынуждены завидовать коллегам из юрфирм. Наше общение – исключительно между собой. В нашей стране, в отличие от других, много организаций, объединяющих юристов, но нет ни одной, созданной для корпоративных юристов. Да, есть секция в АПУ, она работает. Но эта одна из …надцати секций. В стране ежегодно проводится две конференции корпоративных юристов. Одна – АПУ, одна ФА-Сервис. Посмотрите, сколько там участвует человек, каков процент корпоративных юристов среди участников и выступающих. И это экономически закономерно. Кто заказывает музыку, тот и … .
И еще один минус. Он касается руководителя юрслужбы на предприятии либо единственного юриста. Некоторым образом парадоксальный, но закономерный. Чем лучше ты работаешь, тем незаметнее результаты твоей работы. Я долго думал, с чем сравнить нашу работу. Самое подходящее – с работой хорошего участкового милиционера в советское время. Он хорошо знает территорию, ее жителей. Огромная роль профилактической работы. Хулиганы предупреждаются, злостные – изолируются (что предостерегает и их и общество от серьезных преступлений). Потенциально криминогенные точки известны. Чужой на территории – сразу заметен, сеть осведомителей (дворники и т.д.) работает. Результат – в отчетный период в районе никаких происшествий, а если и есть – раскрываемость очень быстрая. Именно такую работу тогда ценили, именно поэтому им давали квартиры вне очереди. Так и у нас. Да, бывают ЧП – визиты органов, и т.д. Но если вы стоите у истоков бизнес-идеи, участвуете в процессе ее развития, вы видите уязвимые точки и знаете, как на это реагировать.
Я, будучи студентом, долго недооценивал воспитательную значимость договорной работы. Только много лет спустя понял ее значение. Если вы в договоре предусмотрели санкции за наиболее явные нарушения, это сразу покажет вашему контрагенту, что его ждет. И не нужно в суде расписывать, что значит пункт «ответственность согласно действующему законодательству». Пример из моей практики. Несколько лет назад наша компания вместе с четырьмя участниками задумали осуществить бизнес-проект в области недвижимости. Я участвовал во встречах бизнесменов, и очень быстро понял, что пять очень занятых мужчин четко представляют себе цель (построить нечто огромное), но не совсем четко понимают, как это будет. Написал договор о совместной деятельности. Большую часть времени у меня занял вопрос, а что будет, если кто-то захочет выйти из проекта. Разбил проект на четыре части и подробно описал, что кому причитается при выходе на каждой стадии. На меня все злились – «долго писал». Потом все подписали (многие и не читали). Внесли взносы. И случились … стройка и кризис. На первых трех стадиях из проекта вышли все четыре наших партнера! Каждый считал, что ему должны вернуть… Но когда почитали – убедились, что все уже прописано, нотариально заверено. Выход прошел тихо-мирно. Все в офисе даже удивлялись - почему я считаю нормальное развитие событий своим большим достижением. Поэтому когда меня спрашивают о моих достижениях, я отвечаю «отсутствие серьезных конфликтов в компаниях группы на протяжении всего времени моей работы».
Ну вот вроде бы и все. Я описал, на мой взгляд, объективные плюсы и минусы работы юрисконсульта. Понятно, что все зависит от конкретного работодателя и конкретного бизнеса. Спасибо за внимание!
|