Крымский суд считает, что люди, постоянно не проживающие на полуострове, не могут претендовать на улучшение жилищных условий за счет выделения их кооперативу крымской земли
Хозяйственный суд Автономной Республики Крым 28.05.2013 г., рассмотрев дело № 1870-2012 по иску прокурора города Евпатория, признал незаконными решения Новоозерновского поселкового совета о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка в собственность обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный «Андреевский» (далее - Кооператив) для строительства объектов жилого назначения. Отметим, что это дело рассматривается по второму кругу, так как национальные суды никак не могут прийти к единому мнению относительно того, отвечает ли Кооператив признакам жилищно-строительного кооператива, установленных Жилищным кодексом Украинской ССР, и, следовательно, могут ли к нему быть применимы положения ст. 41 Земельного кодекса о бесплатной передаче или предоставлении в аренду для жилищного строительства земельного участка.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции постановлением Высшего хозяйственного суда от 14.03.2013 г. № 5002-22/1870-2012. ВХСУ, отменяя решение хозяйственного суда Автономной республики Крым от 25.07.2012 г. и постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 04.12.2012 г. в деле № 5002-22/1870-2012, указал, что Кооператив независимо от того, что по направлению деятельности соответствует понятию «жилищно-строительный кооператив», не создавался таким в соответствии с Жилищным кодексом УССР и Примерным уставом жилищно-строительного кооператива. Решая спор по существу, предыдущие судебные инстанции юридической оценки этому обстоятельству не предоставили, хотя оно имеет значение для определения вопроса о праве Кооператива на получение земельных участков в порядке ст. 41 Земельного кодекса.
ВХСУ указал, что исходя из положений ст. 41 Земельного кодекса при решении вопроса о предоставлении земельного участка необходимо учитывать именно цель создания кооператива, которая должна соответствовать установленным требованиям к порядку создания такого кооператива.
Итак, удовлетворяя иск прокурора и признавая недействительными решения Новоозерновского сельского совета, Хозяйственный суд АРК пришел к выводу, что обслуживающий кооператив «Жилищно-строительный «Андреевский» не может считаться таким, у которого было достаточно правовых оснований для получения земельных участков в соответствии со ст. 41 Земельного кодекса.
Во-первых, согласно ч. ч. 1, 5, 6 ст. 134 Жилищного кодекса Украинской ССР на учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператив берутся граждане, которые постоянно проживают в данном населенном пункте и нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако, как следует из материалов дела, Кооператив был основан гражданами М. Туменко, А. Сокор , В. Сокор, из которых только один постоянно проживает в поселке Новоозерное, и ни один не нуждается в улучшении жилищных условий, что свидетельствует о нарушении вышеприведенных норм законодательства.
Во-вторых, согласно статьям 133, 137 Жилищного кодекса Украинской ССР одним из условий вступления в жилищно-строительный кооператив является пребывание на квартирном учете в данном населенном пункте. В соответствии с пунктом 10 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного постановлением Совета Министров Украинской ССР от 30.04.1985 г. № 186, граждане, включенные в утвержденный исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов список лиц, вступающих в организуемый жилищно-строительный кооператив, считаются членами этого кооператива со дня регистрации устава, а граждане, которые приняты в действующий жилищно-строительный кооператив, - со дня утверждения исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов решения общего собрания членов кооператива о приеме в кооператив. Суд отметил, что списки граждан, которые принимались учредителями в жилищно-строительный кооператив не были утверждены исполнительным комитетом Новоозерновского поселкового совета. Таким образом, членами кооператива фактически являются только 3 вышеуказанных человека, которые, к тому же, не нуждаются в улучшении жилищных условий и из которых только один постоянно проживает в поселке Новоозерное.
В-третьих, суд первой инстанции учел наставления ВХСУ и указал, что Кооператив, несмотря на то, что по направлению деятельности соответствует понятию «жилищно-строительный кооператив», не создавался как жилищно-строительный кооператив в соответствии с Жилищным кодексом УССР и Примерным уставом жилищно-строительного кооператива. Как усматривается из материалов дела, согласно градостроительному обоснованию, содержащемуся в проекте землеустройства по отводу земельных участков, Кооперативом на отведенных землях планируется осуществить застройку 271 усадебного дома, средний размер которого составляет 200 м2, при этом членами Кооператива являются только 3 человека. Стоит отметить, ВХСУ в постановлении от 14.03.2013 г. № 5002-22/1870-2012 указал, что в уставе Кооператива не определено количество квартир в жилом доме (домах), которые запланированы к строительству, что может привести к осуществлению Кооперативом деятельности, противоречащей цели создания обслуживающего жилищно-строительного кооператива, - обслуживание членов кооператива путем обеспечения жильем членов кооператива и членов их семей, а не строительство жилья для других лиц.
Таким образом, Хозяйственный суд АРК решил, что Обслуживающий кооператив «Жилищно-строительный «Андреевский» не может считаться таким, который имел достаточно правовых оснований для получения земельных участков в соответствии со ст. 41 Земельного кодекса.
Отметим, что на этом точка не поставлена. 20 июня Севастопольским апелляционным хозяйственным судом была принята в производство апелляционная жалоба Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный «Андреевский», в которой он просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, удовлетворить заявление об отказе в иске на основании истечения срока исковой давности.
|