Все хорошо, когда все хорошо. Эта пословица почти всегда применима и в бизнесе, в частности – в отношениях «собственник бизнеса – топ-менеджер». Продажи растут, бонусы выплачиваются, отпуска предоставляются. Но вот рост продаж приостановился, а затем они и вовсе упали. Собственник начинает задумываться: а почему он должен выплачивать такие большие зарплаты при плачевных результатах? У менеджера, в свою очередь, недоумение от количества «недоплаченного» перерастает в обиду.
Обида очень быстро переходит в стадию, которая на юридическом языке называется скучно - «трудовой спор». Есть и другие причины, которые приводят собственников бизнеса и менеджеров к подобному финалу. Иногда такие трудовые споры тянутся годами. И за это время очень часто обе стороны, общаясь каждая со своими юристами, узнают для себя много нового в области национального трудового права.
Мне довелось видеть много трудовых контрактов с топ-менеджерами. Впечатления от большинства из них - качественный (иногда не очень) перевод с зарубежного аналога, абсолютно неадаптированный к национальному законодательству.
Наиболее «яркие» примеры. Материальная ответственность менеджера. Авторам многих подобных контрактов неизвестно, что в украинском законодательстве достаточно ограничен круг лиц, которые могут нести такую форму ответственности. Или вот уже упоминавшееся заветное слово «бонус». Ведь если не оформить такую форму поощрения в соответствии с достаточно четкими нормами, регулирующими премирование работников, то работодатель будет выплачивать такие бонусы в зависимости от своих настроений. Или пришедшая к нам из зарубежной практики оговорка об обязательстве топ-менеджера после увольнения в течение определенного времени не работать на аналогичных фирмах. В 99 процентах случаев юридическая сила такой оговорки – нулевая.
Основная проблема при заключении трудовых контрактов с топ-менеджерами, по моему мнению, заключается в том, что их авторы не учитывают реалии украинского трудового права. А они таковы: хотим мы того или нет, базовые основы этого законодательства – советское трудовое право. Со своими плюсами и минусами. Уволить плохого работника, если он не пожелает уволиться по собственному желанию, – это длительный сложнейший процесс, требующий скрупулезного подхода. Такая же картина и с переводом любого работника на другое место работы.
В идеале трудовой контракт с топ-менеджером заключается для того, чтобы и собственник бизнеса, и сам менеджер точно понимали, чего от менеджера ждут, и что в каких случаях ему причитается. Украинское трудовое законодательство в силу своей устарелости очень многих вопросов деятельности топ-менеджера не регулирует. И здесь очень уместным представляется использование наработок зарубежного опыта. Однако они должны быть очень четко адаптированы к национальным правовым конструкциям, и это достаточно непросто. Но только в этом случае трудовой контракт «заработает».
И напоследок. А у вас на фирме налажен учет военнообязанных, как того требует украинское трудовое законодательство?
Александр Онуфриенко, директор Юридического департамента компании по управлению активами «КІНТО»
|