После выхода двух частей «Плюсов…» получил определенный отзыв аудитории. Часть отзывов – на ЮРЛИГЕ и в Facebook. Другие коллеги в разговорах слезно умоляли поскорее перейти к минусам, «а то все подумают, что нам так сладко и хлынет поток соискателей». Я, конечно, не думаю, что такое случится, но все же переходим к более мрачным страницам действительности корпоративных юристов.
Первый - один из основополагающих минусов, который, в свою очередь, порождает несколько иных. Чем бы не занимался ваш работодатель, его основная цель (если всерьез не принимать во внимание такие феномены, как «Миссия фирмы» и «Социальная ответственность фирмы») – подешевле произвести, побольше и подороже продать. Неважно чего – товаров или услуг. Так вот, вы чужой на этом празднике всеобщей распродажи. Все производится и продается без вас. Иногда даже вопреки вашим рекомендациям. Вас наняли не для увеличения прибыли (что есть главная цель любого бизнеса, и никакая «миссия» этого не прикроет). Вас вынуждено наняли, потому что без вас не могут обойтись в этой стране (как и в любой другой, но работодатель об этом предпочитает не задумываться). Вы не создаете ничего для продажи (а о том, что иногда без вас эти продажи уже бы прикрыли и собственники под угрозой уголовного преследования выплачивали бы штрафы, последние вспоминают не каждый день).
Отсюда второй минус. Если вы будете стараться, работодатель будет вас уважать. Но он не будет вас любить. А за что? Как уже было сказано выше, денег вы не зарабатываете, только увеличиваете издержки. Кроме того, с вами связаны только негативные эмоции. Ну какой позитив вы можете принести своему работодателю? Выиграли суд (очередной раз напомнили о длящемся дорогостоящем негативе)? Написали хороший договор, по которому покупатель точно не сможет отказаться от покупки (наш товар настолько хорош, что все с радостью приобретают)? Другие подразделения о чем докладывают? О росте продаж, новых идеях, которые смогут увеличить продажи (а если не смогут, то к тому времени те же люди сообщат о новейших идеях, которые уж точно…)
А что корпоративный юрист? Большинство ассоциаций, связанных с ним – это решение вопросов, которые оставляют только негативное послевкусие. Получение лицензий и разрешений, судебные процессы, длительное написание договоров (чем они там занимаются – один продает, другой покупает – все же понятно?). Типичный пример: Совещание топ-менеджмента. Предлагается новая бизнес-идея. Уловив общий настрой, все согласны – да, классная идея, конкуренты повергнуты. Почему-то только главный бухгалтер смотрит на вас со скрытой мольбой. И вот ваш выход. «То нельзя, это невозможно, а здесь деяние, подпадающее под уголовный кодекс». Самое позитивное, что вы можете сказать – это то, вопрос нужно дополнительно изучить, постараться минимизировать риски. «Минимизация рисков» - ваш самый позитивный посыл. Как правило, в любой компании есть человек, которого любят почти все. Даже руководство. Это «светлые» люди. Они все время приходят к руководству с новыми идеями. И не беда, что очень часто эти идеи нереализуемы, и даже старожилы фирмы не смогут припомнить, а дала ли прибыль хоть одна. Во-первых, об этой невозможности уже будете докладывать вы. Во-вторых, именно из-за невозможности реализации эти идеи никакие службы не напрягают (кроме вас и бухгалтерии). И в третьих, количество переходит в качество. «Светлый» человек стойко ассоциируется с заботой об увеличении продаж. Корпоративному юристу это не грозит… Да, в финансовом секторе, как самом зарегулированном, юристам чуть полегче. Но в целом картина именно такова. И это объективно. Поэтому, если вы взяли за правило никогда не врать своим детям, на детский вопрос: «А тебя любят на работе?» лет до четырнадцати можете смело отвечать «уважают», а после четырнадцати - «терпят».
Именно поэтому я прилагаю определенные усилия, чтобы о моих подчиненных вышестоящие руководители и руководители других служб слышали только хорошее. На одной из конференций в Москве от руководителя юрслужбы среднего по московским меркам банка (около тридцати юристов - я обзавидовался) я услыхал, что у них в департаменте есть один человек, который большую часть служебного времени занимается пиаром юрслужбы среди других подразделений банка. После этого я тоже негласно назначаю одного юриста ответственным за внутрифирменную кампанию «Юрист - теж людина». Он, в числе прочего, ходит на все дни рождения, учавствует во всех внутрифирменных спортивных и иных мероприятиях и т.д.
Следующий минус, проистекающий из первого. Инвестиции в юриста. Здесь и сравнивать нечего с аналогичным положением юриста из юридической фирмы. Если у вас хороший контакт с работодателем, он, конечно, не откажет вам в финансировании вашего участия в качестве слушателя в конференциях и тренингах, которые помогут повысить ваш профессиональный уровень. Мне с этим очень повезло. У нас обсуждались только заграничные мероприятия. Внутренние акцептовались без расспросов. Литература приобреталась любая. Но, как правило, неюридической фирме нет смысла платить деньги за ваше участие в конференции в качестве спикера, или за то, что вас упомянут в каком-нибудь рейтинге. Объективно, а что пользы фирме от этого? Это увеличит продажи? Поэтому если вам жизненно необходимо ваше частое упоминание в юридических сборниках и справочниках, специализация корпоративного юриста не для вас.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
|