Верховный Суд Украины в письме от 1 апреля 2014 года проанализировал практику применения судами ст. 16 Гражданского кодекса о способах защиты законных прав и интересов.
Суд пришел к выводу, что требования ст. 16 ГК и ст. 4 ГПК относительно возможности защиты прав и интересов только способами, предусмотренными законом или договором, приводят к отказу в защите этих прав и интересов в правоотношениях, для которых законом или договором не установлен способ защиты. Положения этих статей не согласуются со ст. ст. 55, 124 Конституции, нормы которых распространяются на все без исключения правоотношения, возникающие в государстве, общими принципами ст. 3 ГК о праве обращения в суд за защитой и не соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выполнение требований которой является обязательным для Украины. Согласно ст. 6 Конвенции человек имеет неотъемлемое право на доступ к правосудию, а ст. 13 декларирует право эффективный способ защиты, и это означает, что лицо имеет право предъявить в суде такое требование на защиту гражданского права, которое соответствует содержанию нарушенного права и характеру правонарушения. Прямой или косвенный запрет законом на защиту определенного гражданского права или интереса не может быть оправданным.
Поэтому ВСУ считает, что нельзя согласиться с практикой судов, которые отказывают в иске в связи с тем, что истец, обращаясь в суд, выбрал способ защиты, не установленный законом или договором для защиты нарушенного, непризнанного или оспариваемого права или интереса. В таких случаях следует исходить из общих принципов защиты прав, свобод и интересов, определенных Конституцией и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Именно такой концептуальный подход к применению судами положений ст. 16 ГК нашел свое воплощение в постановлении Верховного Суда Украины от 21 мая 2012 года по делу № 6-20цс11. Поскольку это постановление было принято по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судами кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, оно в соответствии с процессуальным законодательством является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины, а также предопределяет обязанность последних привести свою судебную практику в соответствие с решением ВСУ.
Марина Ясинская
|